ДОБРОСОСЕДСТВОМ ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ МОГУЩЕСТВО
РОССИЙСКОЕ!
Как часто в нашей жизни малозначащие на первый взгляд
события имеют весьма серьезные последствия! Вот и в тот далекий день, задержавшись
на мгновение у работающего вхолостую телевизора, я и предположить не мог, что
эта встреча с голубым экраном окажется столь важной…
Передача уже подходила к концу. Голос за кадром
достаточно монотонно рассказывал о том, что более 30 процентов японцев не
покупают продукты в магазине - брезгуют, не доверяют коммерсантам, ищущим
только прибыли, а не блага потребителя. И тут же мне вспомнился Гасан-Ага,
мудрый пожилой коммерсант из Туркмении, еще в советские времена весьма неплохо
зарабатывавший на поставках туркменских фруктов и овощей. Несмотря на то, что
денег у него хватило бы не то что на обед - на приобретение приличного
ресторана, он их активно избегал, причем по той же самой причине. Чем питался?
Привозил с собой трехлитровую банку баранины, приготовленной по старинным
рецептам кочевников. Причем не просто баранины, а приготовленной из барашков,
питающихся целебными травами, и не где попало, а на одном-единственном, известном знатокам горном
пастбище.
Этих людей роднит одно - бережное отношение к
бесценному дару здоровья и желание предельно точно знать, а что же ты
принимаешь внутрь себя. Ибо ведомо, что все болезни входят к нам через рот, а
человек есть то, что он ест.
За примером далеко ходить не надо. Американская
пищевая добавка "Хитозан", в которой нет и следа хитозана, зато есть
5000 ПДК (предельно допустимых концентраций) по ртути… Экстрагированное
подсолнечное масло, при изготовлении которого применялись гексаны, низкокипящие
бензины и дихлорэтаны… Наконец, молоко, полученное от больных маститом и
прочими мало аппетитными болезнями коров, смешанное между собой и вошедшее в
состояние белкового конфликта, усугубленного стерилизацией и экологически
сомнительной упаковкой…
Этих "удовольствий" во многом лишены те
японцы, о которых шла речь в телепередаче. Собственные предприятия, собственный
транспорт, собственная система складов, распределительных центров по доставке
товаров на дом, управления движением товара… И все это работает не на прибыль,
а на нужды потребителя.
В начале третьего тысячелетия три американца получили
Нобелевскую премию по экономике за исследования ассиметричности информации на
рынке. Выражаясь проще, за то, что описали ситуацию, при которой продавец знает
о дефектах товара, но молчит, а покупатель не знает и покупает. И описали ее
как всеобщую. Великий и мудрый русский язык давно уже подметил эту ситуацию -
"Не обманешь, не продашь", но не может не радовать то, что уязвимость
потребителя на рынке становится очевидной даже для отъявленных поклонников
либерализма.
К слову сказать, не одни лишь японцы оказались самыми
умными. В Америке, например, набирает силу движение общинных ферм, при котором
потребители сообща финансируют фермера и потом получают "по
потребности" нужные им товары, выращенные буквально у них на глазах. В
Англии, по словам одного из наших английских партнеров, три наиболее мощные
финансовые корпорации - потребительские кооперативы.
По счастью, сегодня и в России наблюдается устойчивый
рост кооперативного движения. Стихийно, не всегда с успехом, наши сограждане
пытаются объединиться для решения самых разнообразных повседневных проблем, от
финансовых до продовольственных, от имущественных до воспитательных.
Мы тоже не остались в стороне и создали Международную
общественную организацию обеспечения и защиты гражданских прав и свобод
личности потребителя «Товарищество Оберег»,
а также ее управляющую компанию, Инновационное потребительское общество "Инфраком". Посмотрели в корень
проблемы и поставили перед собой триединую цель: создать систему прямых связей
потребителя с производителем, приступить к созданию (выкупу) принадлежащих
потребителю предприятий и научиться в складчину инвестировать нужные
потребителю нововведения.
Задумка, в общем-то, не хитрая. Поговорить с
соседями, ближними и дальними, обменяться опытом и приобрести в складчину
нужный нам товар. Но простота эта - обманчивая. Если это - закупка один раз в
год картошки в далекой деревне, проблем нет. Если распространить этот подход на
достаточно большое число товаров потребления, проблемы появляются - речь, по
существу, идет о создании принципиально новой инфрастуруктуры движения товаров,
используя нашу терминологию – Абсолют-Инфраструктуру
прямого синтез-взаимодействия потребителя и производителя. Мы этим и занялись.
Стол заказов… Столь милое сердцу многих
представителей старшего поколения словосочетание вновь становится актуальным.
Разумеется, уже в новом обличьи, оплодотворенное интернетом, новейшими
организационными, информационными, финансовыми и иными современными
технологиями. И тем не менее - это наш старый знакомый, стол заказов, который
поможет нам не только сэкономить на покупке, но и не ошибиться с выбором товара.
Снижение цены понятно откуда берется - объединение
стремится к закупке товара непосредственно у производителя и прямой доставке
его потребителю, минуя оптового и розничного продавца. Дополнительным фактором
удешевления является использование организационно-правовой формы
потребительского общества - она позволяет снизить налоговую составляющую цены
(ведь все без исключения налоги и сборы оплачивает, в конечном счете,
потребитель, т.е. мы с вами).
С выбором товара посложнее, здесь без специалистов не
обойтись. Но это, возможно, самое главное в нашей программе. Ибо мастеров
выдать маргарин за сливочное масло более чем достаточно. А ведь все это идет
внутрь организма! Мало того, выбрав, надо очень постараться, чтобы не нарваться
на подделку. А также доставить продукт в состоянии, что называется,
"первой свежести".
Сегодня мы научились решать эти проблемы. Учеба
оказалась, к слову сказать, совсем не простой, и главные уроки еще впереди. Но
надо действовать, и главная задача - создание множества столов заказов, объединенных
единой технологией и позволяющих потребителю получать товары лучшего качества в
удобном для него месте по наименьшей цене.
Самое простое - столы заказов на предприятии. Именно
по этому пути идем мы в Москве. Но предприятие - не лучшее место для доставки
достаточно тяжелых вещей, которые потом надо "на себе" везти домой.
Поэтому главное для нас - стол заказов по месту жительства, поскольку именно с
его помощью можно решить важнейшую программу – поставку на наш стол продуктов,
что называется, «первой свежести». Например, молоко должно попасть на наш стол
не позднее, чем через 6 часов после дойки, ибо, по некоторым данным, после
этого срока оно перестает быть живым продуктом и переходит в категорию мертвых
балластов нашего организма.
Вообще проблема "первой свежести" продукта
является основной в нашем подходе. Если присмотреться внимательнее, вся мировая
индустрия производства продуктов питания, существующая на деньги потребителя,
на самом деле обслуживает продавца, изобретая все новые и новые способы продления
сроков хранения товаров. Разумеется, за счет "умервщления" живого
продукта. Разумеется, для того, чтобы уменьшить риск, связанный с тем, что
товар не будет куплен. Эффект для желудка? Попытайтесь угадать с трех раз!
Использование возможностей почты поможет снять эту
проблему, и свежие продукты питания станут доступны не только сельским жителям,
но и жителям города, в первую очередь славного города Люберцы. Но только в том
случае, если мы возьмемся за дело, что называется, "всем миром". И
уже к весне мы почувствуем, что в нашей жизни наметились изменения к лучшему.
Изменения, сделанные нами самими - вспомним бессмертное: "Спасение
утопающих дело рук самих утопающих".
Изменения, связанные не только со снижением стоимости
и повышением качества потребляемых нами товаров и услуг, а также организацией
их доставки "на дом". Благотворные последствия нашей инициативы могут
быть куда шире! Это и рабочие места на дому, и возможности использования
потребительского или взаимного кредитования, наконец, это улучшение отношений с
соседями.
Помните анекдот? У еврея, немца и русского умирает
корова. Бог спрашивает каждого из них, чем он может помочь. Еврей просит дать
ему две коровы, немец - вернуть ненаглядную, а русский - сделать так, чтобы
корова сдохла и у соседа. Сказка - ложь, да в ней, как говорится, намек, добру
молодцу, и, в особенности, красной девице, урок.
Суть урока - в одиночку не выжить. И кооперативная
модель демонстрирует это предельно ясным образом, через карман. Ибо товар лишь
тогда дешевле, когда его куплено и доставлено много. И если все соседи
объединятся для закупки свежих яиц, их цена будет минимальной, а качество -
максимальным, ибо в этом случае мы являемся любимым покупателем для любой
птицефабрики.
Это непросто, ибо мы зачастую ревниво относимся к
успехам соседей, не понимая порой, что благополучие нашего соседа очень даже
тесно связано с благополучием нашим. Благополучием, определяемым как снижением
наших затрат, так и получением наших доходов - в рамках системы взаимных услуг,
"Вторая жизнь вещей" и иных, в том числе основанных на создании
рабочих мест на дому.
Дорогу осилит идущий!
КАРТИНКИ ИЗ БУДУЩЕГО
ИЛИ КАК ОБУСТРОИТЬСЯ В ЖИЗНИ
Картинка вторая. Инвестиционные
страдания